Skip to main content

Как составить портрет клиента (профиль потребителя)

Портрет покупателя

Любое руководство по маркетингу  содержит рекомендацию: составьте портрет своего потенциального клиента или как его еще называют профиль потребителя.

Почему, зачем это надо?

Во-первых, грамотно составленный профиль потребителя  поможет понять, какие инструменты/каналы маркетинга имеет смысл использовать. Во-вторых, точно зная потребности потребителя, можно создать под него коммерческое предложение.

Статья адресована собственникам бизнеса, начинающим маркетологам. В этом посте мы расскажем как правильно составить портрет потребителя.

Знать портрет клиента — значит иметь представление о том, что ему на самом деле нужно!

Важно понимать, что создание так называемого универсального портрета клиента – это путь к сливу рекламного бюджета. Маркетинговые предложения должны быть ориентированы на конкретного потребителя (группу потребителей), именно в таком случае, есть все шансы рассчитывать на успех маркетинговых кампаний.  

Что означает портрет потребителя?

Портрет клиента ( профиль потребителя) – это некий обобщенный образ/прототип вашего потенциального клиента, содержащий следующие характеристики:

  • Возраст, пол
  • семейное положение
  • уровень доходов, занимаемая должность
  • место проживания (география, локация)
  • сфера интересов
  • типичные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью
  • потребности, боль, желания
  • и тому подобное.

4 основных вопроса при создании профиля потребителя

Прежде чем приступить к формированию портрета клиента, мы рекомендуем ответить на 4 вопроса.

1. Какую потребность закрывает моя услуга или товар?

Покупателям важно знать какую проблему (потребность) сможет решить ваша услуга, а не то как она называется. По сути мы продаем  решение проблемы, а не услугу!

Например: клиент обращается в агентство интернет маркетинга, заказывает услугу «реклама в интернете». Основная потребность клиента —  получить новых клиентов в бизнес, а не просто настроить рекламную кампанию.

2. Кто является потребителем этого товара или услуги?

Важно понимать, кто же на самом деле является потенциальным потребителем вашего продукта или услуги?

Например: вы предлагаете услугу «кадровик или hr на аутсорсинге». Кто может быть вашим потенциальным клиентов: скорее всего вашей услугой заинтересуются представители малого бизнеса. Для большинства небольших предприятий накладно содержать отдельную штатную единицу кадрового специалиста, но в то же время есть потребность содержать документацию в порядке.

3. Где искать вашего клиента?

Для многих бизнесов обязательный вопрос, который мы рекомендуем тщательно проработать, — это понять где может находиться потенциальный клиент? В данном случае речь идет о том, какие сайты посещает ваш клиент, какой информацией он интересуется. Обладая этими данными, мы сможем разработать маркетинговые кампании и выбрать сайты для размещения рекламы.

Какие это могут быть площадки (сайты)? Это могут быть профессиональные соцсети  или сообщества (группы, паблики), специализированные форумы или сайты определенной тематики.

Например: вы продаете рыболовные снасти и прочие сопутствующие товары. Места обитания ваших потенциальных клиентов это сообщества любителей рыбалки в соцсетях и форумы, посвященные рыбной ловле.

4. С какими проблемами клиент сталкивается регулярно?

Ответ на данный вопрос поможет решить сразу две задачи. Во-первых, для того, чтобы ваше коммерческое предложение будет направлено на решение проблем (потребностей) клиента. Во-вторых , вы сможете подготовить контент-план публикаций, направленный на закрытие потребностей клиента. В качестве рубрик или отдельных публикаций можно использовать основные проблемы и вопросы ваших потребителей.

Например: компания осуществляет строительство домов и коттеджей. Перед клиентами компании стоит вопрос выбора: построить дом или купить квартиру. Для того, чтобы подтолкнуть клиента сделать выбор в пользу строительства дома, вы создаете контент-план, состоящий из серии публикаций о преимуществе дома. Вы помогаете клиенту принять решение, не рекламируя свой товар «в лоб», а плавно подводите его к этому.

Основные элементы в профиле потребителя

1. Геолокация (местоположение)

Данные о географическом расположении клиентов позволят спланировать маркетинговые действия: вы сможете учесть такие факторы, как  разницу в часовых поясах, особенности менталитета, потребности региона, уровень доходов населения. Местоположение клиентов позволяет конкретнее настроить рекламные кампании, особенно это касается таргетированной рекламы и SEO.

2. Пол

Учитывать пол клиента необходимо для многих бизнесов. Мужчины и женщины принимая решение, основываются на совершенно разных факторах. Принято считать, что мужчины при принятии решения чаще руководствуются разумом, а женщины больше опираются на интуицию и эмоции. Подробнее, как ищут информацию в интернете мужчины и женщины можно прочитать в исследовании Яндекса.

3. Возраст

Следующий фактор, оказывающий влияние на планирование маркетинговой кампании, это возраст потенциального клиента. Невозможно создать  одинаково  эффективное предложение до молодежи и людей пожилого возраста. Каждая возрастная категория имеет совершенно разные ценности, процесс и критерии принятия решений.

4. Уровень доходов и занимаемая должность

Должность и особенно уровень доходов – один из факторов, входящих в портрет потребителя. Разные уровни платежеспособности определяют группы разных потребностей. Информация об уровне доходов позволяет создать дифференцированную ценовую политику, или создать линейки продуктов и услуг, соответствующих потребностям целевой аудитории.

 5. Потребности и желания

Потребности и желания потенциального клиента  — это обязательный элемент в портрете потребителя. Имея знания о потребностях (желаниях) целевой аудитории, вы сможете закрыть их.

Подведем итоги

Получив ответы на все вопросы и определив таким образом, наиболее важные элементы портрета потребителя, можем переходить к его созданию. Все собранные данные необходимо занести в таблицу. Результатом станет портрет идеального клиента.  На основании этой информации , а также благодаря пониманию основных потребностей клиента, вы сможете составить данные о его страхах, желаниях и жизненных целях. Все это в совокупности поможет понять как происходит процесс  принятия решений, какими критериями руководствуется клиент перед совершением покупки или заключением сделки.

Профиль потребителя – необходимый пункт в системе маркетинга любого бизнеса. Понимая  потребности своего потенциального клиента, зная его возможности, вы можете в разы повысить эффективность рекламных кампаний.  Тщательно проведите работу по составлению портрета своей целевой аудитории, это того стоит!

Бонус! Скачивайте и пользуйтесь в работе таблицей для создания портрета потребителя
Скачать таблицу

Бесплатно, Инструменты интернет-маркетинга