Конкурентный анализ в интернете
К анализу данных о конкурентах лучше всего приступить с детального тщательного изучения сайтов. Сначала необходимо просмотреть интернет-ресурсы самых известных оппонентов. Если закупки продукции производятся у общих поставщиков, происходит посещение одних и тех же конференций и семинаров, то контрагентов можно смело включать в список конкурентов и начать изучать их сильные и слабые стороны.
Вторым шагом будет просмотр сайтов. Необходимо внести в поисковую строку Яндекса геозависимый запрос по теме основной сферы деятельности организации. Много потенциальных конкурентов выявится по результатам поиска. В список смело можно вносить как минимум 50 первых контрагентов.
Как следует оценивать сайты конкурентов
Сайт правильно оценивать с точки зрения того, как он привлекает потенциальных клиентов и преподносит им информацию о товарах и услугах. Поставив себя на место клиента организации-оппонента, надо войти на ее сайт, оценить полный ассортимент продукции, ее количество, условия доставки товара, ценовую политику, работу службы поддержки, обратную связь, онлайн-консультации и прочие важные данные. Если конкурирующая организация работает в том же регионе или области, что и фирма, проводящая исследование, и кажется сильной и успешной, то необходимо подробно проанализировать ее сайт. В процессе следует сравнить сайт оппонента с сайтом исследующей организации и выявить сильные и слабые стороны.
Результаты анализа лучше всего систематизировать в таблицу, в ней указать адреса сайтов, преимущества и недостатки, время и график работы, основной ассортимент товаров и услуг, возможные акции, скидки на продукцию, бонусы, контакты и прочие важные данные.
На чем заострить внимание при анализе сайтов конкурентов
1. Особые преимущества. Здесь, как правило, организации описывают свои конкурентные преимущества перед другими контрагентами. Они указывают отличительные характеристики, положительные отличия от оппонентов, которые должны привлечь как можно больше покупателей, обозначают основной сегмент рынка и круг возможных клиентов.
Например, мебельный интернет-магазин «Вавилон» рекламирует себя как магазин надежной и качественной мебели на индивидуальный заказ. Скорее всего, он привлечет внимание пенсионеров, госслужащих, именинников, людей, которые подыскивают красивую подходящую мебель в малогабаритную квартиру. Подобную важную информацию следует особо подчеркнуть в файле для конкурентного преимущества перед соперниками на рынке.
2. Ассортимент и цены. Если у фирмы-конкурента относительно немного наименований товара, то провести анализ будет несложно. Но, если контрагент владеет крупным интернет-магазином с обширным ассортиментом продукции, то понадобится тщательное исследование всей товарной матрицы: перечня товаров, их стоимости, торговых марок. Интернет-магазины иногда используют скрипты, которые собирают информацию с разных сайтов. Они применяют как готовые скрипты, так и разработанные самостоятельно. Стоит помнить про торговые агрегаторы, например, Яндекс.Маркет, там указаны цены на многие основные товары в разных интернет-магазинах. Следует сопоставить цены и вписать в таблицу стоимость товаров по самым активно продаваемым позициям.
3. Сегменты ассортимента. Полезно изучить, исходя из каких базовых параметров, конкуренты подразделяют свою продукцию на сегменты. В этом поможет изучение каталога магазина, просмотр разделов, подразделов и фильтров. Например, магазин цветов использует фильтр не только по наименованиям цветов и получателям, но также по поводу для подарка. Удачные приемы можно успешно позаимствовать, внедрить и адаптировать к сайту фирмы-исследователя.
4. Установление контакта. Необходимо изучить возможные способы связи с потенциальными клиентами: телефон, форма заявки, консультант-онлайн, обратная связь. Оперативность работы весьма легко проверить. Стоит обратить внимание на режим работы. Если у большинства конкурирующих организаций в работе консультант-онлайн, а у исследующей фирмы нет подобной полезной и удобной для потенциальных покупателей опции, то будет лучше ее установить. Для сравнения можно задать какой-нибудь актуальный вопрос онлайн-консультанту оппонента и оценить оперативность и качество его работы.
5. Регистрация, оформление заказа. Необходимо изучить поля заполнения форм, какие строки являются обязательными для заполнения, требуется ли при оформлении заказа указывать контактный телефон. Также проверяется, требуется ли предварительно зарегистрироваться на сайте, насколько это быстро и удобно, возможно ли купить товар в один клик. Как показывает практика, чем меньше полей для заполнения и времени уходит на осуществление заказа, тем с большим желанием и охотой клиенты приобретают товары на сайте. Форма должна быть максимально удобной для заполнения потенциальными покупателями.
6. Условия доставки. Просматриваются регионы и области, сроки доставки товара потенциальным покупателям, ее стоимость и качество. Оценивается, насколько легко и доступно найти на сайте всю необходимую информацию по запросу. Механизмы привлечения клиентов:
6.1. Текстовая информация. Это могут быть полезные ознакомительные статьи, новости, обзоры рынка. Следует дать оценку полезности размещаемой информации для целевой аудитории. Тексты могут быть направлены исключительно на оптимизацию запросов. Для потенциального покупателя текст должен быть в первую очередь привлекательным и интересным. Тексты можно проверить на уникальность специальными сервисами. Так возможно оценить, насколько интересно аудитории читать информацию, и самостоятельность в написании со стороны конкурента.
6.2. Графическое оформление. Сюда относятся фотографии, инфографика, инструкции. Качественное изображение ассортимента продукции увеличивает потребительский спрос, а соответственно и продажи товаров. С помощью специальных сервисов можно проверить фотографии на авторство конкурента.
6.3. Видео. Презентации, обзоры, обучающие видео. Проводится анализ, есть ли подобное на сайтах конкурирующих организаций, самостоятельность и творческий подход оппонента в подобных вопросах. Оценивается качество, содержание и информативность видео.
6.4. Элементы интерактивного характера. Это калькуляторы-онлайн, модули по подбору. Исследующей фирмой также оценивается удобство использования, потенциальная полезность для потребителя, сравнение с аналогами своего сайта. Если аналогов нет, стоит задуматься об их внедрении.
7. Функциональность сайта, личного кабинета. Эти параметры оцениваются по системе управления содержанием сайта и технической реализации. Для оценки используются специальные разработанные сервисы.
Делается обзор дополнительных сервисов, таких как, например, корзина заказа, форма поиска товаров и услуг, насколько она удобна и функциональна, возможность покупателя оставить отзыв. Фирма-исследователь может зарегистрироваться на сайте в качестве клиента и посмотреть, насколько удобно пользоваться личным кабинетом на сайте конкурента.
8. Элементы доверия. Просматривается качество работ в портфолио, время их выполнения, насколько они актуальны, читаются возможные отзывы покупателей. Стоит обратить внимание, на каких конкурсах конкурирующая фирма получает награды, за какие именно заслуги и достижения. По возможности стоит оценить квалификацию и способности сотрудников, срок их работы в организации.
9. Вовлеченность в социальные сети. Нужно проверить, пользуются ли клиенты часто кнопками социальных сетей, или наличие кнопок просто обычная формальность. Подсчитывается численность, и производится оценка активности пользователей в социальных сетях, блогах.
10. Работа с внешними сервисами. Например, если на сайте конкурента можно расплатиться за товар, стоит изучить все возможные способы расчета, как они работают, и насколько привлекательны для покупателей. Особое внимание нужно обратить на сервисы, которые отсутствуют у исследующей организации. По возможности, если они удобны и эффективны для клиентов, их лучше внедрить и задействовать. Это предоставит дополнительные конкурентные преимущества.
11. Партнерство. Сайт проверяется на наличие у организации-конкурента партнерской программы или партнерских отношений с другими фирмами. Например, может ли магазин наладить долгосрочное плодотворное сотрудничество с транспортными компаниями. По возможности стоит перенять полезный опыт налаживания взаимовыгодного сотрудничества.
12. Программы лояльности. Сайт конкурента изучается на предмет наличия акций и бонусов. Если они есть, то что конкретно предлагают, что из себя представляют, бывают ли скидки на продукцию, в каком размере и для кого.
13. Блог. Наличие на сайте блога с интересными, периодически обновляемыми статьями говорит о том, что организация занимается активным исследованием рынка и его сегментов. Стоит обратить внимание на наличие постоянной подписки на обновление. Это свидетельствует о том, что компания не стоит на месте, активно развивается, следит за всеми происходящими в сфере деятельности ее бизнеса изменениями.
14. Нехарактерные особенности. Это все то, что не является обычным для аналогичных сайтов. Например, эффектный, качественный, удобный дизайн, оптимальные, эффективные способы взаимодействия с другими интернет-ресурсами.
Нет необходимости использовать для оценки конкурентов все указанные пункты, это займет слишком много времени и может оказаться в итоге малополезным. Исследующей организации достаточно выбрать самые существенные параметры, относящиеся к ее непосредственной деятельности на рынке.
У конкурирующей фирмы можно научиться многим важным и полезным вещам. Но необходимо не просто механически скопировать выгодное и удачное решение для развития бизнеса, а удачно адаптировать его применительно к собственному сайту. Однако внедрять новшества целесообразно и уместно, только если это будет удобно для целевой аудитории.
Заказать услугу конкурентный анализ
В этой статье мы рассказали как проводить конкурентный анализ, во второй части статьи мы дадим обзор инструментов для проведения конкурентного анализа. Если вы хотите отдать выполнение услуги на аутсорсинг, заполните форму внизу и мы выполним анализ конкурентов для вас.
Заказать анализ конкурентов
Ошибка: Контактная форма не найдена.