Целевая аудитория: в какую точку целить и как не промазать
Задавались когда-нибудь вопросом, кто в основном приобретает ваш товар? Вероятно, ваши клиенты мужчины и женщины в возрасте от 5 до 100 лет. Этот постулат споров не вызывает. Но как бы то ни было данной информации недостаточно. И если другая информация отсутствует напрочь — пора начать знакомство со своими покупателями.
А стоит ли так убиваться над этой задачей? Определенно да. Точно зная, кто ваш клиент, вы сможете прояснить:
- Где его найти.
- Каким образом с ним вести разговор.
- Чем его можно привлечь.
Этот постулат считается столпом маркетингового продвижения вашего продукта.
Что следует знать о клиентах?
- Социологические данные (пол, возраст, местоположение, состав семьи)
Мужчины и женщины, одинокие и обремененные семьей, молодые люди и люди постарше мыслят и принимают покупательские решения по-разному. Свой набор ценностей есть у каждого, а также критерии, ожидания от того либо иного продукта – все эти факторы следует учитывать. А то место где человек живет — даст вам понимание менталитета, и данные касающиеся уровня дохода конкретного региона.
- Основной посыл
Эмоции или все же холодный расчет? К примеру, женский пол приобретают туфли в зависимости от настроения, а автозапчасти покупаются мужчинами исходя из необходимости.
- Хобби и увлечения
Какие критерии еще важны для покупателя? Сопоставьте это с продуктом и предъявите покупателю скрытую выгоду.
- Размер заработка клиента в цифрах
Какую сумму заказчики могут заплатить? Правильный ответ на данный вопрос даст вам возможность оптимально разработать политику ценообразования.
- Мечты и опасения
Продукт будут приобретать, если он сможет разрешить текущую проблему вашего клиента: лишить его страхов и удовлетворить определенные желания и потребности.
Сегодня маркетологам известны 4 действенных способа анализа аудитории и выявления черт, обобщающих клиентов:
1. Яндекс.Метрика
Половозрастная характеристика, текущее место жительство человека, его интересы как краткосрочные, так и нацеленные на долгую перспективу можно прояснить из сформированной системой отчетов (Отчеты/Стандартные отчеты/Посетители). При стандартных настройках можно увидеть данные за определенный период, как за неделю, так и за год.
К примеру, в качестве наглядного объекта возьмем географию клиентов интернет портала по выкупу машин в Москве buybackauto.ru. Метрика сайта выглядит следующим образом:
Больше всего визитов идет на сайт из региона продвижения (Москва и область – 445), также присутствует небольшой объем переходов из ряда смежных регионов.
Возраст большей половины посетителей портала находится в диапазоне – 25-34 года, далее аудитория практически поровну подразделяется на людей 35-44 и более 45 лет. Потенциальных клиентов перешедших на сайт до 18 мало, это вполне ожидаемо, ведь такой категории посетителей еще нет собственных авто. А вот молодые люди до 24 уже способны ими обзавестись, но вероятность этого не так велика. Этот постулат подтверждается цифрами – 11,9%.
Теперь посмотрим на пол. Мужчин на разбираемый нами сайт переходит в 3 раза больше нежели женщин – это также удивления не вызывает.
Долгосрочные интересы в большей степени актуальны для всех мужчин. Естественно, авто, после чего по убыванию бизнес-интересы, туризм, литература, материалы по обучению, кинематограф.
Категория «Бизнес» в общем анализе увлечений говорит нам о том, что данная ЦА – люди, имеющие профессиональную занятость, и лично заниматься вопросами, связанными с продажей своей машины не станут, поэтому и решили воспользоваться сайтом.
Так это и работает. Про пользовательскую активность на сайте (время нахождения, глубина, количество отказы и т.д.) заводить разговор не будем. Эти факторы к характеристике клиентов не относится.
2. Статистика ВКонтакте
В случае если вы зарегистрировали для своей компании группу ВК и занимаетесь ее продвижением, по ней так же можно судить о потенциальных клиентах. В настройках группы нажмите на пункт «Статистика сообщества» в всплывающем окне появиться:
Пол и возраст
К примеру, в вашем сообществе женщин и мужчин практически равное количество. Немудрено, ведь СЕО вопросы интересуют всех оба. Но, тем не менее, мужчин немного больше, но этого расхождение не такое значительное, чтобы делать выводы об ориентации сообщества. Более того из диаграммы видно, что основа аудитории люди возраст которых находится в диапазоне от 24 до 35 лет.
Месторасположение членов сообщества
Мы осуществляем мониторинг русскоязычных сайтов, да собственно и аудитория ВК также в основном общается на этом языке. Если мы говорим о конкретных регионах, то не стоит предпочитать какую-либо одну. В списке интересных нам Иркутск (здесь базируется наша компания) и 2 самых наиболее густонаселённые области РФ России – Москва и Ленинградская область. Причем примерно 50% пользователей поступают на сайт из остальных городов. Следовательно забывать о них не в коем случае нельзя.
Посетители, интернет-порталы с которых был осуществлён переход, участники сообществ и т.д. в рамках нашей обзорной статьи нас не интересуют. К ним можно вернуться при подведении итогов и анализе всего продвижения.
3. Интервью сотрудников отдела продаж
Специалисты по продажам непосредственно ведущие диалоги с клиентами знают о больше сотрудников работающих в других департаментах. Расспросите их по некоторым направлениям таким как: (Продукт «Слон»).
- Кто наш основной заказчик –мужчины или женщины?
- Каков средний возраст наших клиентов.
- Сколько они приблизительно зарабатывают? Они приобретают в Слонов подешевле или дороже?
- Покупая Слонов, какую задачу разрешают?
- Какие характеристики Слонов чаще всего интересуют клиентов?
- Какие факторы раздражают покупателей и что нравиться?
- Как быстро покупают.
Как только ответы получены — проанализируйте их. Как итог вам станет доступен портрет вашей ЦА.
- Анкетирование
Теперь поговорим о Самом действенном способе – спросить непосредственно у клиентов. Сделайте опросник на 5-7 вопросов и представите их постоянным заказчикам. Это разовые клиенты, а это означает, что по ним определенно можно судить в разрезе всех клиентов. Перешлите анкетирование в обычной почтовой рассылке, или задайте вопросы по телефону только не нужно задавать много вопросов вся информация должна быть строго по делу, подаваться кратко заваливать вопросами никого не нужно – это результата не принесет.
Вот опросника для заказчиков.
- ФИО, пол, возраст
- Как пришли к решению купить Слона? Какие при помощи Слона вы можете решить проблемы?
- Как должен выглядеть хороший Слон?
- Какую сумму вы готовы отдать за Слона?
- Чем Слоны, продаваемые нами лучше остальных на рынке?
- Что в наших Слонах вам не понравилось?
- Чьим советом при выборе Слона руководствуетесь?
- Вы покупает Слона импульсивно или обдумываете свою покупку?
Также не стоит забывать, если вы реализуете не слонов, то советуем подкорректировать перечень =). После чего сопоставить результаты и прояснить типичные черты характерные для вашей целевой аудитории.
Стандартный профиль вероятного клиента
На последнем этапе вам нужно скомпоновать всю информацию, главное при этом не упустить важные моменты. У Вас получится примерная характеристика:
Клиент покупающий детское пюре – женщина 25-35 лет, находящаяся в декретном отпуске. У нее отсутствует желание самостоятельно готовить питание для малыша, а еще это решает вопрос с кормления ребенка в дороге (так как оно в упаковке и не испортиться). В этой связи она ищет максимально полезное для здоровья питание – лишенное химических добавок, снабженное витаминами. Его употребление каких-либо проблем с кишечником привыкания, а аллергенных реакций вызывать не должно, чтобы ребенок в будущем не отказывался от обычной пищи. Она доверяет советам многочисленных подруг, и мнению мамочек в группах ВК и ОК. Не доверяет красивой товарной упаковке, в момент покупки до оплаты по долгу читает информацию, опубликованную в открытых источниках о том или ином бренде в Интернете. Имеет возможность отдать за порцию до 40 рублей.
Если такой профиль, вам удалось сформировать – вам однозначно удастся выстроить удачную коммуникационную стратегию.
Четкое понимание ЦА наших заказчиков дает нам возможность в разработке продающих сайтов, редизайнов и других маркетинговых инструментов. Любую работу мы начинаем с формулировки профиля покупателя.